Вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев принял участие в конференции "Железнодорожные перевозки для малых и средних предприятий-2011".

23 августа в Москве состоялась конференция "Железнодорожные перевозки для малых и средних предприятий-2011", посвященная вопросам взаимодействия грузоотправителей с собственниками подвижного состава и перевозчиком в условиях реформирования железнодорожного транспорта в России. В ней приняли участие пользователи транспортных услуг, представители органов государственной власти, операторских и экспедиторских компаний. Делегацию ОАО "РЖД" возглавил вице-президент компании Салман Бабаев.

В своем докладе топ-менеджер рассказал о складывающейся на сети железных дорог России ситуации с обеспечением грузоотправителей подвижным составом. Он отметил, что в целом нехватки вагонов не наблюдается, однако существует определенный дисбаланс в технологии работы приватного парка. Так, на Западно-Сибирской железной дороге рост количества порожних полувагонов существенно опережает прирост погрузки угля. В районе Кузбасса среднесуточно находится более 30 тыс. порожних полувагонов, а грузится только 7,5 тыс. вагонов в сутки.

В связи с развитием рынка оперирования грузовыми вагонами возникла проблема высокого уровня встречного порожнего пробега однотипных вагонов. Основными причинами этого является то, что промышленные предприятия используют собственный подвижной состав для обеспечения перевозок в основном своей грузовой базы и, как правило, в одном направлении. А компании-операторы заинтересованы в высокой доходной ставке на вагон, которая зачастую не соответствует ожиданиям грузоотправителей.

"Возникла ситуация, когда с какой-либо станции сначала отправляется подвижной состав из-под выгрузки, а под погрузку сюда же адресуются порожние вагоны другого собственника", — отметил Салман Бабаев.

Он подчеркнул, что сегодня ОАО "РЖД" занимает в мире лидирующие позиции по эффективности использования пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры. Однако дальнейший рост парка приватных грузовых вагонов ведет к ограничению перерабатывающих способностей железной дороги.

По словам Салмана Бабаева, в настоящее время в государственных ведомствах проходят процесс согласования Правила перевозки приватных порожних вагонов. Они были разработаны ОАО "РЖД" совместно с некоммерческим партнерством "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава". Подобного документа до сих пор в России не существовало. Новые правила позволят оптимизировать использование инфраструктуры.

Кроме того, предстоит законодательно закрепить понятие "оператор подвижного состава", определить его меру ответственности перед перевозчиком или грузоотправителем.

Салман Бабаев напомнил, что в ближайшее время ОАО "РЖД" завершит передачу инвентарных вагонов и перестанет оказывать услуги по их предоставлению. В связи с этим грузоотправителям следует заключать договоры с другими собственниками подвижного состава и выстраивать свой бизнес, исходя из их тарифов.

"Любая перевозка имеет свою цену. И это задача государства – определять расположение производственных мощностей по стране и решать, дотировать или не дотировать перевозки грузов. Мы же следуем решениям государства", — отметил вице-президент ОАО "РЖД".