Истман Джордж

, Основатель Kodak
На фото Истман Джордж
Дата рождения:
12.07.1854
Сфера деятельности:
Биография

По окончании средней школы он получил характеристику "без особых способностей". Он был молод и беден, но взял на себя заботы по содержанию своей матери и двух сестер, одна из которых была инвалидом.

Деловую карьеру он начал в 14 лет, работая посыльным страховой компании, а затем стал клерком в местном банке.

Этого человека звали Джордж Истман. Его организаторские способности, живость ума и талант изобретателя, а также умение преодолевать финансовые проблемы сделали из него выдающегося предпринимателя, сумевшего вывести компанию Eastman Kodak на передовые рубежи американской индустрии.

Создание многонациональной компании и ее становление как важного промышленного центра невозможно без огромных усилий и жертв. Это было непросто.

Детство

Джордж Истман родился в семье Марии Килбурн и Джорджа Вашингтона Истмана 12 июля 1854 года в деревне Уотервиль, в 20 милях на юго-запад от города Ютики (штат Нью-Йорк). Он был младшим из троих детей. Дом, в котором родился его отец, и где сам Истман провел детство, впоследствии был перевезен в музей графства Джинеси в Мамфорд (штат Нью-Йорк) близ Рочестера.

Когда Джорджу было 5 лет, его отец переселил семью в Рочестер. Все свои силы старший Истман отдавал созданию торгового колледжа. Но случилось непоправимое. Отец Джорджа умер. Строительство колледжа прекратилось, и семья оказалась на грани финансового кризиса.

Джордж продолжал учиться в школе до 14 лет. Затем, под давлением обстоятельств, он был вынужден искать работу.

Его первая работа — посыльным в страховой компании — приносила ему 3 доллара в неделю. Годом позже он получил должность клерка в другой страховой фирме. По собственной инициативе он начал заполнять страховые полисы, а иногда даже сам их выписывал. Его жалованье увеличилось до 5 долларов в неделю.

Но даже это не помогло покрыть всех семейных расходов. Поэтому вечерами он изучал бухгалтерское дело, надеясь получить более высокооплачиваемую должность.

В 1874 году, после пятилетней работы в страховой компании, его назначили на должность младшего клерка в Сберегательном банке Рочестера. Жалованье Джорджа составляло уже 15 долларов в неделю.

Проба пера

Когда Истману было 24 года, он решил отдохнуть в Санто-Доминго. Один из коллег посоветовал ему зафиксировать свои впечатления о поездке. И Джордж купил фотоаппарат с принадлежностями для приготовления и обработки мокрых фотографических пластинок.

Сам фотоаппарат размерами напоминал современную микроволновую печь. Кроме того, к нему прилагался тяжелый треножный штатив. А еще с собой нужно было носить палатку. Эта палатка предназначалась для нанесения фотоэмульсии на пластинки перед съемкой, для проявления и сушки пластинок. Кроме этого, с собой необходимо было иметь химикаты, стеклянные емкости, тяжелый держатель для пластинок и емкость с водой. Только вьючная лошадь, по словам Истмана, была в силах носить всю эту экипировку. И последнее — курс по пользованию всем этим оборудованием стоил 5 долларов.

Истман так и не поехал в Санто-Доминго. Но с этого момента все его мысли заняты фотографией. Он ставит перед собой цель упростить этот трудоемкий процесс.

В английских журналах Истман прочел, что фотографы сами готовят фотоэмульсию из желатина. Стеклянные пластинки, на которые наносилась эмульсия, оставались чувствительными к свету, и после высыхания и их можно было экспонировать в любое удобное время. Воспользовавшись рецептом из журнала, Истман приступил к самостоятельному приготовлению желатиновой фотоэмульсии.

Днем он работал в банке, а ночью экспериментировал на кухне. По воспоминаниям его матери, иногда он так уставал, что, не раздевшись, спал прямо на полу, бросив одеяло около кухонной плиты.

После трех лет экспериментов ему, наконец, удалось разработать рецепт новой фотоэмульсии. К 1880 году Истман не только разработал технологию изготовления сухой пластинки, но и запатентовал машину для массового изготовления таких пластинок. Он быстро понял перспективность бизнеса по изготовлению и продаже сухих пластинок.

Рождение компании

В апреле 1880 года Истман взял в аренду третий этаж здания на Стейт-стрит в Рочестере и приступил к производству сухих пластинок. Одной из его первых покупок стал подержанный двигатель стоимостью 125 долларов.

Позднее Истман рассказывал: "Мне нужна была всего одна лошадиная сила А эта установка тянула на две. Но я подумал, что мой бизнес от этого только выиграет. Стоило попробовать, и я решился".

Однажды, в самом начале своего становления, молодая компания Истмана оказалась на грани полного краха, когда в руки дилеров попали некачественные пластинки. Истман отозвал бракованную партию пластинок и поменял их на хорошие. "Мы потратили на это последние деньги", — вспоминал он, "Но приобрели нечто более важное — репутацию".

"Постепенно у меня зародилась мысль", — рассказывал он позднее, — "что мы занимались не просто выпуском сухих пластинок. Мы начинали делать фотографирование повседневным явлением". Можно вспомнить и еще более емкое и образное выражение — "сделать фотоаппарат таким же удобным, как карандаш".

Эксперименты Истмана были направлены на поиск более легкой и гибкой, чем стекло, основы для эмульсии. Он начал наносить фотографическую эмульсию на бумагу, а затем скручивал ее и помещал в круглую кассету. Кассета использовалась в фотоаппарате вместо кассеты для стеклянных пластинок.

В 1885 году в газете появилась следующая реклама: "Вскоре вам будет представлена новая светочувствительная пленка — более экономичный и удобный заменитель сухих стеклянных пластинок для фотографирования в студии и на улице".

Эта фотографическая система, в которой использовались круглые кассеты, имела громадный успех. Однако использование бумаги в качестве подложки для эмульсии имело свои недостатки. Зернистая структура бумаги проявлялась в повышении зернистости фотографического изображения.

Решение Истмана заключалось в том, чтобы покрыть бумагу слоем обычной растворимой желатины, а затем слоем нерастворимой светочувствительной желатины. После съемки и проявления слой желатины с изображением снимался с бумаги и переносился на лист прозрачной желатины. Далее этот слой покрывался коллодием — раствором целлюлозы, образующим при высыхании прочную гибкую пленку.

Совершенствуя прозрачную рулонную пленку и конструкцию круглой кассеты, Истман полностью изменил направление своей деятельности. Тем самым он создал базу для развития любительской фотографии.

Позднее Истман вспоминал: "Начав работать над созданием пленки, мы ждали, что фотографы, использующие стеклянные пластинки, охотно поменяют их на пленки. Но выяснилось, что лишь немногие воспользовались нашим изобретением. Чтобы достичь успеха, мы должны были донести свое изобретение до широкой публики".

Реклама

Истман непоколебимо верил в необходимость рекламы — как для компании, так и для общества. Первая продукция Kodak рекламировалась в ведущих газетах и журналах того времени. Тексты были написаны лично Джорджем Истманом.

Истман сам придумал слоган для рекламы своего фотоаппарата в 1888 году: "Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное". Эта фраза стала знаменитой. Позднее идеи Истмана в области рекламы стали воплощаться менеджерами по рекламе во всех рекламных материалах компании.

На международных выставках арендовался павильон, внимание к которому привлекало изображение приветливо улыбающейся девушки с фотоаппаратом в руках. Причем ее одежда и фотоаппарат каждый год были разными. В 1897 году на Трафальгарской площади в Лондоне появился стенд со словом "Kodak", освещенным электрическими лампочками. Это была одна из первых реклам такого рода.

Сегодня продукция компании рекламируется во всем мире, а торговая марка "Kodak", придуманная самим Истманом, известна едва ли не каждому. Впервые слово "Kodak" было зарегистрировано как торговый знак в 1888 году. Существовало множество фантастических теорий по поводу происхождения этого слова. Однако же, Истман его просто придумал.

Как говорил Джордж Истман: "Я сам придумал это слово. "К" — моя любимая буква алфавита. Она кажется мне сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву "К". "КОДАК" — результат моих попыток". Слово "КОДАК", окруженное контрастным желтым фоном, стало теперь неотъемлемой частью оформления продукции компании Kodak и известно во всем мире.

Благодаря изобретательскому гению Истмана, кто угодно может получать фотографии, просто нажимая кнопку затвора компактного фотоаппарата. Он сделал фотографами всех нас.

Поощрение сотрудников

Помимо творческого и изобретательского гения, Истман обладал незаурядными демократическими качествами и дальновидностью в делах. Он был уверен, что хорошее жалование — это далеко не все. Сотрудники компании должны получить нечто большее — образ мыслей, далеко обгоняющий свое время.

С самого начала он стал планировать "внезарплатные выплаты" для своих сотрудников. В рамках этой программы в 1899 году Истман распределил между всеми сотрудниками своей компании крупную сумму денег из собственных средств в качестве безвозмездного дара.

Позже он основал "Программу участия в прибылях", когда каждый сотрудник, помимо зарплаты, получал ежегодные дивиденды, пропорциональные ежегодной прибыли компании. Эта была по-настоящему новаторская программа. Таким образом, значительная часть доходов компании распределялась между сотрудниками.

Истман считал, что процветание любой компании зависит не столько от оригинальности изобретений, сколько от доброй воли и преданности сотрудников, что должно поддерживаться различными формами распределения прибыли компании.

В 1919 году Истман отдал своим сотрудникам одну треть принадлежавших лично ему акций компании — на тот момент 10 миллионов долларов. Затем он воплотил в жизнь идею о введении пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности. Так он понимал свою ответственность перед сотрудниками. Благодаря этим льготам и дивидендам, сотрудники могли с уверенностью смотреть в будущее.

Карл В. Акерман, автор его биографии, написал в 1932 году: "Господин Истман был гигантом своего времени. Социальная философия, на которую он опирался при создании своей компании, была не просто передовой для того времени. Для осознания и принятия ее обществом потребовались годы.

Благотворительность

Истман известен не только своими достижениями в области фотографии, но и своей благотворительной деятельностью. И здесь, как и во всем остальном, он был страстным энтузиастом.

Он стал помогать некоммерческим организациям, когда его собственный доход составлял 60 долларов в неделю. Он подарил 50 долларов молодому борющемуся за выживание Институту механики в Рочестере (сейчас — Рочестерский технологический институт).

Он был поклонником Массачусетского технологического института, так как некоторые из выпускников этого заведения стали лучшими помощниками Истмана. После тщательных исследований было установлено, что МТИ получил от Истмана в виде безвозмездной помощи около 20 миллионов долларов. Это было сделано анонимно, под псевдонимом "Мистер Смит", и долгие годы о таинственном мистере Смите ходили легенды. Это имя даже звучало в популярной институтской песне.

Особый интерес Дж. Истман проявлял к стоматологическим клиникам. Был разработан комплексный план по вложению в развитие стоматологической клиники в Рочестере суммы в 2,5 миллиона долларов. Затем Истман начал широкомасштабную лечебную стоматологическую программу для детей. Были также созданы стоматологические клиники в Лондоне, Париже, Риме, Брюсселе и Стокгольме.

Когда Истмана спросили, почему он так любит стоматологические клиники, он ответил: "В этой области я, как нигде, ощущаю результаты своей благотворительности. Доказано, что за зубами, ртом, носом и горлом у детей нужно наблюдать с раннего детства. Если дети будут здоровы, веселы и красивы, у них впоследствии будет больше шансов достичь успеха в жизни".

Истман очень любил музыку и хотел, чтобы и другие люди научились ею наслаждаться. Он основал и взял на попечение музыкальную школу, театр и симфонический оркестр. Истман говорил: "Несложно нанять профессиональных музыкантов, но невозможно купить любовь к музыке. Если не будет большого числа людей, которые могут получать от нее удовольствие, то все попытки развивать музыкальную культуру города обречены на провал". Его план преследовал практическую цель — привить людям любовь к музыке. В результате его деятельности жители Рочестера смогли десятилетиями финансировать собственный филармонический оркестр.

Благодаря усилиям Истмана увеличились вложения в больницы и стоматологические клиники. Истман непосредственно участвовал в создании медицинской школы и больницы при университете Рочестера, которые получили не меньшую известность, чем музыкальная школа университета. Истман оставил заметный след в истории Рочестера и жизни его жителей.

Он заботился об образовании афроамериканского населения и делал пожертвования институтам в Хэмптоне и Таскиджи. В 1924 году Истман подписал чек на 30 миллионов долларов в дар университету Рочестера, МИТ и институтам Хэмптона и Таскиджи. Выписав чек, он произнес: "Теперь мне лучше".

Столь щедрые подарки Истман объяснил следующим образом: "Мировой прогресс практически полностью зависит от образования. Я выбрал конкретные учреждения, так как хотел вложить деньги в определенные сферы образования. Я решил, что такая практика вложения в конкретные учебные заведения принесет больше пользы, чем распределение средств по многим образовательным учреждениям".

Зачастую Истман настаивал, чтобы получатели денег в той или иной степени вместе с ним участвовали в пожертвовании, таким образом обеспечивая самостоятельность учреждения. Он считал, что чем больше богатство, тем шире возможности служить людям.

Свободное время

Истман был скромным человеком, он не любил выставляться напоказ. Парадоксально, но человек, чье имя неразрывно связано с фотографией, сам фотографировался очень редко, гораздо реже, чем многие другие выдающиеся деятели того времени. Он мог спокойно ходить по Рочестеру, оставаясь неузнанным.

Истман жил в соответствии со своей собственной философией: "То, что мы делаем в рабочие часы, определяет наше благосостояние; а то, чем мы занимаемся в свободное время — нашу сущность". В делах это был несгибаемый и практичный человек, отличный профессионал, а дома и во время отдыха — заботливый семьянин и приятный собеседник.

Во время своих ранних поездок в Европу Истман методически осматривал картинные галереи — иногда передвигаясь между ними просто на велосипеде. К тому моменту, когда у него появилась возможность приобретать шедевры, он стал таким знатоком, что говаривал: "Никогда не куплю картину, не пожив с ней под одной крышей". В результате, в его доме была собрана одна из самых лучших частных коллекций.

След на Земле

Это был скромный, непритязательный человек... изобретатель, бизнесмен, великий мечтатель, филантроп и гуманист.

Истман покончил жизнь самоубийством 14 марта 1932 года в возрасте 77 лет. Он страдал от прогрессирующей болезни поясничного отдела позвоночника. Невозможность продолжать активную жизнь привела его к решению привести в порядок свои дела.

В некрологе на смерть Истмана, газета "Нью-Йорк Таймс" писала: "Истман внес огромный вклад в развитие образования в современном мире. То, что он получал в ответ на свои дары человечеству, он щедро отдавал на благо людей: он поддерживал музыкальную культуру, помогал учебным и научным учреждениям в исследовательских и образовательных изысканиях, содействовал укреплению здоровья людей, помогал низшим слоям в их стремлении к свету и превратил свой родной город в центр культуры и искусств, прославив свою страну в глазах мирового сообщества".

Поделиться: