Южилин Виталий Александрович

Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Депутат
На фото Южилин Виталий Александрович
Дата рождения:
10.12.1965
Биография

Южилин Виталий Александрович – депутат Государственной Думы РФ. Член фракции «Единая Россия». Председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов России. Владелец компании First Quantum UK Limited. Член агропромышленной депутатской группы. Член Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Член координационного совета межрегионального общественного политического движения «Конгресс работников науки, техники, образования, здравоохранения и культуры». Заместитель руководителя некоммерческой организации «Центр стратегического развития». Совладелец УК «Морской фасад». Совладелец и член Совета директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».

Активы

Основные проекты Виталия Южилина:

  • операции с нефтью и нефтепродуктами (First Quantum UK Limited),
  • транспортные услуги (ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»),
  • строительство (УК «Морской фасад», Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель).

Состояние

Занимает 177 в рейтинге русскоязычной версии Forbes «Богатейшие бизнесмены России — 2011». Состояние Виталия Южилина оценивается в 550 миллионов долларов[1].

Биография

Родился 10 декабря 1965 г. в Челябинске, Россия.

Образование

1988 г. – окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище им.адмирала С.О.Макарова по специальности «Инженер–океанолог».

Служил в армии.

Ученая степень

Кандидат политических наук (тема диссертации – «Средиземноморье и Россия в новых геополитических реалиях»).

Карьера

Работал исследователем в Институте биологии южных морей, инженером-океанологом в Морском гидрофизическом институте.

1992 г. – стал одним из основателей и вице-президентом компании First Quantum UK Limited.

С апреля 1998 г. — совладелец и член Совета директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».

1998 – 1999 гг. - заместитель руководителя некоммерческой организации «Центр стратегического развития».

Общественно-политическая деятельность

19 декабря 1999 г. был избран депутатом Государственной думы РФ третьего созыва.

В Думе 2000 – 2003 гг. входил в Агропромышленную депутатскую группу, был членом Комитета по энергетике, транспорту и связи.

В 2003 году избран в Государственную Думу РФ четвертого созыва по Кингисеппскому одномандатному избирательному округу 101 Ленинградской области, затем был членом комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Был выдвинут кандидатом от блока «Родина», получил 34,3%. В Думе – член фракции «Родина», член Комитета по бюджету и налогам. Член депутации Государственной Думы в Межпарламентской конференции Балтийского моря.

В апреле 2004 г. был включен в состав «народного правительства», объявленного коалицией «Патриоты России», получил в нем пост народного министра транспорта[2].

С декабря 2007 г. — депутат Государственной Думы, избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия». Член фракции «Единая Россия».

Член координационного совета Межрегионального общественного политического движения «Конгресс работников науки, техники, образования, здравоохранения и культуры».

Член депутации Государственной Думы в постоянной делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Межпарламентской конференции Балтийского моря

Законотворческая деятельность

Выступал одним из инициаторов:

Федеральный закон «О морских портах Российской Федерации».

Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон».

Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

Скандалы

2001-02 гг.

В мае 2001 года прошло собрание акционеров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», основным акционером которого являлся оффшор Nasdor Incorporated. За этим оффшором стояли Южилин и петербургский бизнесмен Илья Трабер. Несколько лет город хотел конвертировать 28% акций предприятия, которые ему принадлежали, тем самым получив крупнейший из голосующих пакетов и фактический контроль над портом. Однако на собрании акционеров активы, за которые боролся город, были переведены в дочерние структуры компании.

В итоге, собрание вылилось в серьезный конфликт между совладельцами. Охрана не пустила на собрание представителей Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ), так как акции порта, принадлежащие комитету и Минимуществу, не могли участвовать в собрании по решению Арбитражного суда (в качестве обеспечительной меры), который рассматривал иск лихтенштейнской фирмы Nasdor Incorporated против конвертации акций, принадлежащих городу.

Суть судебного конфликта состояла в том, что КУГИ требовал конвертировать принадлежащие ему акции, ссылаясь на закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому в АО, созданных путем акционирования ГУПов, привилегированные акции конвертируются в голосующие. Однако в совете директоров считали, что порт не подпадает под действие закона, так как ГУПом никогда не был, а при приватизации, когда Nasdor Incorporated, интересы которого в России представлял Южилин, выкупил акции в 2000 году, сразу преобразовался в ОАО.

2009 год

Конфликт с Сергеем Генераловым

Все началось с того, что «Национальная контейнерная компания»(НКК) сообщила о приостановке строительства контейнерного терминала в Усть-Луге. Причиной в НКК называли отказ одного из своих акционеров, группы FESCO Сергея Генералова, от участия в финансировании проекта.

При этом в заявлении НКК подчеркивалось, что другие акционеры - группа First Quantum и компания Eurogate — подтвердили готовность запустить проект по графику, до конца текущего года, но из-за отказа FESCO ввод терминала «отложен на более поздний срок».

НКК на паритетных основах принадлежит транспортной группе FESCO Сергея Генералова и группе First Quantum, подконтрольной депутату Госдумы Виталию Южилину. Владеет крупнейшим в России Первым контейнерным терминалом в Санкт-Петербурге (годовая мощность 1 млн TEU), терминалами НУТЭП в Новороссийске (мощность 130 тыс. TEU) и «Укртрансконтейнер» в украинском порту Ильичевск (сейчас его работа приостановлена). Строящийся в Усть-Луге терминал мощностью 3 млн TEU в год принадлежит НКК на 80%, остальными 20% владеет портовый оператор Eurogate.

Со ссылкой на неназванный источник журналисты писали, что партнеры не могли договориться из-за разницы в финансовом положении в портовом бизнесе. Чистая прибыль группы по МСФО за 2008 год упала на 80%, группа нарушила ряд ковенант по кредитным соглашениям, ее долговая нагрузка пресила $1 млрд, а у First Quantum все было гораздо лучше. В итоге Виталий Южилин успешно вышел из ряда проектов, а также полностью вернул инвестиции от городского правительства по проекту «Морской фасад» в Петербурге[3].

Награды

В 1999 г. награжден золотой медалью «За помыслы и деяния. В память 150-летия С.Ю.Витте».

В 2002 г. награжден почетным знаком Российской академии естественных наук «За заслуги в развитии науки и экономики Российской Федерации».

Семья

Женат. Имеет двоих сыновей.

Примечания

  1. ↑ Богатейшие бизнесмены России — 2011
  2. ↑ «Родина» и окрестности: Виталий Южилин
  3. ↑ Персоналии: Виталий Южилин
Поделиться: