Образование
Места работы
Несмотря на новые успешные проекты внедрения западных систем в российском торговом бизнесе, по-прежнему приходится констатировать достаточно серьезные сложности, ожидающие российские компании при их осуществлении. И самая большая проблема, по мнению Александра Артюхова, — это специфика и непредсказуемость российского законодательства, усугубляемая отсутствием `вменяемой` поддержки западными вендорами своих систем в условиях постоянно меняющегося законодательства. Западные игроки, по мнению эксперта, по всей видимости, не считают российскую розницу (даже в лице самых крупных ее представителей) достойной полноценной поддержки и осуществляют её по остаточному принципу. Определенные сложности, отмечает Александр, создают и издержки локализации и русификации западных систем (например, в той же SAP `магазин` почему-то называется `заводом`). Еще один серьезный недостаток — российскому потребителю, как правило, предлагается решение, состоящее из так называемых `лучших практик западной розницы`, т. е. бизнес-среды, где успешно осуществляются десятилетиями устоявшиеся бизнес-процессы. Разумеется, в условиях российской действительности покупателю западной системы сразу же приходится либо заниматься адаптацией и приведением систем в соответствие с окружающей действительностью, либо в срочном порядке ломать сложившиеся бизнес-процессы в угоду так называемым западным стандартам ERP-решения. Вкупе с откровенно слабой поддержкой заказчику системы остаётся либо безоговорочно доверять внешним консультантам (не всегда добросовестным и лояльным, отмечает эксперт), либо набирать собственную команду по разработке и поддержке системы. То есть, по сути, делать последний шаг к переходу на использование уже не стандартной, коробочной версии, а серьезно кастомизированной системы, модифицированной и адаптированной под требования конкретной компании. Соответственно в дальнейшем любое обновление или развитие такой системы будет сопряжено с большими затратами ресурсов и рисками для бизнеса.[1]
Как представитель реального сектора экономики Александр Артюхов считает, что функциональные и масштабируемые решения класса ERP для розничной торговли у российских производителей пока отсутствуют. При этом он признает, что в числе представленных на рынке российских решений, пусть и с некоторым авансом, но все-таки можно выделить решение от `1С` для автоматизации предприятий розничной торговли. Преимуществом отечественных продуктов несомненно является полное соответствие российскому законодательству и достаточно хороший уровень поддержки изменений, соответствие интерфейса системы и ее логики менталитету русскоязычного пользователя. К минусам же следует отнести недостаточный уровень развития специфической отраслевой функциональности, недостаточную масштабируемость и, что весьма существенно, — недоверие западных аудиторов к данным из отечественных информационных систем.
Александр Артюхов к числу особенностей интернет-торговли относит психологию пользователя интернет-покупателя, которому, во-первых, тяжело сделать более трех кликов `мышкой`, чтобы получить желаемый результат, а во-вторых — он хочет увидеть `товар лицом` прежде, чем делать выбор, а еще лучше — потрогать. По мнению эксперта, сегодня приобретение товара на интернет-площадке сродни покупке `кота в мешке`. Дополнительной сложностью является отсутствие мобильных кассовых решений и связанный с этим конфликт с действующим законодательством. Доставка товара с готовым фискальным чеком явно не предполагает возврат одной или нескольких позиций экспедитору, что с учётом вводимых ограничений весьма актуально (например, для торговли алкоголем). Вариант с выдачей товара в специализированных торговых точках, по мнению Александра Артюхова, сомнителен в плане клиентоориентированности.
Длительный искусственный отрыв от основополагающих законов функционирования экономики и, в частности, торговли привел к ситуации, когда все новинки приходят к нам с Запада — это реальность. Что нового происходит в сфере торговли на Западе сегодня? Появления каких новинок можно ожидать в российских магазинах в ближайшем будущем?
В практике западных ритейлеров, по мнению Александра Артюхова, сегодня наиболее актуален опыт самообслуживания, а именно — использование касс самообслуживания, КПК в качестве электронного ассистента покупателя. Интересным решением, удобным для использования в больших магазинах с широким ассортиментом, эксперт считает сенсорные экраны, а также интерактивные мобильные сессии с покупателем в магазине, рекомендующие некий адресный выбор товарного набора, который потенциально может его заинтересовать. Интересна и система `умных` ценников, которые самообновляются, получив сигнал по радио- или ИК-каналу.