15 марта в Москве проходил III Евразийский транспортно-логистический форум газеты "Ведомости", партнером которого выступило ОАО "РЖД"..
Вице-президент по коммерческой деятельности ОАО "РЖД" Салман Бабаев принял участие в работе пленарной сессии форума, посвященной вопросам организации бесперебойного движения грузопотоков и развития транспортной инфраструктуры России.
Как отметил в своем выступлении Салман Бабаев, интенсивность использования инфраструктуры российских железных дорог сопоставима по аналогичным параметрам только с американскими и китайскими железными дорогами. При этом грузонапряженность отдельных участков, в частности, Транссибирской магистрали, в 5 раз выше, чем грузонапряженность дорог в этих странах, и составляет 338 тыс. тонно-км в сутки.
По словам вице-президента, в 2011 году перевезено более 1 млрд 392 млн тонн грузов, погрузка экспортных грузов достигла абсолютного максимума, в результате чего грузооборот вышел на докризисный уровень, а с момента создания ОАО "РЖД" увеличился более чем на 18%.
Салман Бабаев сообщил, что произошедшие в последние годы изменения в структуре грузопотоков привели к повышению загрузки и практически полному использованию пропускной способности на основных направлениях сети, прежде всего, на подходах к портам, в направлениях Транссиба, БАМа, полигонах от Кузбасса в Центральный и Южный регионы, а также через Урал на Северо-Запад. По его словам, в настоящее время на сети существует более 6 тыс. км "узких мест" и при отсутствии дополнительных инвестиций их протяженность к 2015 году может еще увеличиться на 7,2 тыс. км. В частности, необходимы значительные объемы инвестиций на развитие БАМа, где практически отсутствуют участки с резервом пропускных способностей. В соответствии с заявками грузоотправителей пропускные способности магистрали к 2020 году необходимо увеличить на всем ее протяжении в 4-5 раз и обеспечить перевозки в порты Ванино и Советская гавань на уровне 87 млн тонн в год.
По мнению вице-президента, основная проблема сегодня заключается в отсутствии межотраслевого баланса, взаимосвязанности проектов по развитию различных отраслей промышленности со "Стратегией развития железнодорожного транспорта". В качестве примера он привел ситуацию с вывозом грузов на направлении Тобольск – Сургут, где в связи с ростом промышленной добычи нефти, газа и конденсата, объем грузов, предъявляемый к перевозке, значительно превысил пропускную способность однопутного участка. Вместе с тем Салман Бабаев отметил и положительные сдвиги в процессе взаимодействия смежных отраслей, высоко оценив соглашение, заключенное с ОАО "НОВАТЭК" в марте текущего года. Соглашение предусматривает, что ОАО "РЖД" осуществляет мероприятия по увеличению пропускной способности инфраструктуры Свердловской железной дороги на участке Лимбей – Сургут – Тобольск стоимостью до 41,3 млрд рублей, из которых 30,5 млрд рублей будут профинансированы ОАО "НОВАТЭК" по согласованному графику. Стороны определили, что возврат средств "НОВАТЭКу" будет осуществлен путем оказания транспортных услуг по перевозке увеличивающихся объемов продукции в будущих периодах.
По словам Бабаева, соглашение с "НОВАТЭКом" является развитием одного из основных механизмов финансирования инфраструктуры российских железных дорог. Речь идет о заключении соглашений, консолидирующих интересы государства, грузоотправителей и ОАО "РЖД" в области развития железнодорожной инфраструктуры под гарантированные в долгосрочной перспективе объемы перевозок грузов. Основополагающий документ для этой работы был подписан с ведущими российскими компаниями в январе текущего года в Кемерове. В случае, если проект увеличения перевозок окупается, грузоотправители и ОАО "РЖД" заключают договор, предусматривающий объемы и сроки осуществления перевозок, долгосрочный уровень тарифа, взаимные гарантии сторон. В свою очередь, компания обеспечивает развитие инфраструктуры в необходимом объеме за счет собственных или заемных средств. В случае неокупаемости проектов развития инфраструктуры промышленные организации совместно с ОАО "РЖД", Внешэкономбанком и органами власти субъектов РФ должны обеспечить формирование комплексных инвестиционных проектов, обосновать общую социально-экономическую эффективность развития территорий и железнодорожной инфраструктуры. Такие проекты, как отметил Салман Бабаев, представляются в Правительство России для принятия решений об их государственной поддержке.