Британский дизайнер, старший вице-президент по промышленному дизайну компании Apple. Считается одним из ключевых сотрудников Apple — ни в одной корпорации мира дизайнеры никогда не имели такого влияния.
Родился в 1967 году в Лондоне, Великобритания.
В 1985 году Джонатан Айв окончил Нортумбрийский университет, получив диплом специалиста в области индустриального дизайна.
После окончания университета устроился на работу в фирму Tangerine Design, где занимался проектированием расчесок и сантехники. В 1989 году Айв стал совладельцем этой компании.
В 1992 году Джона Айва пригласили на работу в Apple, в связи с чем он переехал в Сан-Франциско.
Через 5 лет, компанию покинул Роберт Бруннер, бывший вице-президент Apple по промышленному дизайну. Именно он порекомендовал Стиву Джобсу нанять на свое место Джонатана Айва. В 1997 Айв стал вице-президентом промышленного дизайна Apple вместо Бруннера.
В 1998 представил оригинальный iMac.
В 1999 представил Apple iBook, 22" Cinema Display, PowerMac G4 Tower и iSub.
В 2000 году запустил Apple G4 Cube.
В 2001 году Apple представила титановый PowerBook G4 и портативный MP3-плеер iPod.
В 2002 году запустил новые iMac с 15" и 17" дисплеями на шарнирах. Представленный eMac, версия iMac специально разработанная для использования в сфере образования.
В 2003 году представляет 12" PowerBook и 17" PowerBook, толщиной 1 дюйм и весом 6,8 фунтов, самый лёгкий и тонкий в мире ноутбук на тот момент.
В 2004 представляет iPod mini и ультра тонкий iMac G5.
В 2005 назначен старшим вице-президентом по промышленному дизайну корпорации Apple Inc. Представил Mac mini.
В 2007 году Представил новое устройство iPod nano, который помимо аудио воспроизводит видео, а также iPod touch и смартфон iPhone с сенсорным экраном.
В 2008 году для мультфильма Wall-E («Валл-И») студии Pixar Айв разработал дизайн одного из главных героев — роботессы Евы.
В 2010 представил планшетный компьютер Apple iPad.
В 2000 году Получил степень почетного доктора в Университете Нортумбрии (Ньюкасл-апон-Тайн).
В 2005 году был удостоен звания Командора Британской империи (CBE).
В 2006 году награжден королевой Елизаветой ІІ титулом Командора Ордена Британской Империи.
В 2007 признан №33 в ТОП49 мужчин издательством AskMen.
23 мая 2012 г. был посвящен в рыцари Британской империи.
С 1987 года женат на В 1987 году женился на Хизер Пегг. Отец двух сыновей-близнецов.
«Когда что-то работает, и работает интуитивно, это и есть красота» — из интервью Telegraph.
«Приятно подсчитывать наши доходы, однако наша цель — отнюдь не зарабатывать деньги. Звучит дерзко, но это правда. В действительности наша цель и наша страсть — создание замечательных продуктов. Удачный продукт подразумевает признание, а техническая компетентность подразумевает коммерческий успех» - из выступления на саммите British Embassy's Creative Summit.
«Мы стараемся делать продукты, которые в какой-то степени кажутся неизбежными. Которые оставляют в вас ощущение того, будто это единственное возможное и правильное решение» — из интервью Telegraph.
«Мы всегда думали о дизайне как о чем-то большем, чем просто внешний вид чего-либо. Все дело в том, как что-либо работает на различных уровнях. В конечном счете, разумеется, дизайн определяет большую часть наших ощущений» — из выступления на конференции WWDC 2013.
«Память о нашей работе переживет продукты нашей работы» — из интервью Design Museum.
«Без пробы множества идей и многих неудач нельзя чему-то научиться» — из интервью для Telegraph.
В 2013 году Мак-журналист, редактор Wired и хозяин сайта Cultofmac.com Линдер Кани (Leander Kahney) выпустил книгу о Джонатане Айве, в которой показал путь его становления от студента британской школы искусств до одного из наиболее известных и влиятельных дизайнеров в мире. Книга представляет собой исследование, основанное на интервью с коллегами Айва и собственном знакомстве автора с миром Apple. В августе 2014 года издательство «Манн, Иванов и Фербер» перевело и выпустило книгу «Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple» на русском языке.
Отрывки из книги
Уже маленьким мальчиком Джони живо интересовался тем, как все работает. Его восхищало устройство вещей, он разбирал радиоприемники и магнитофоны, его интриговало, как они сделаны, как подходят друг к другу детали. Но когда он пытался все собрать обратно, получалось не всегда. «Меня всегда интересовали предметы, сделанные человеком, — вспоминал он в 2003 году в интервью в Лондонском музее дизайна. — В детстве я разбирал все, до чего мог дотянуться. Так развился мой интерес к тому, как эти вещи сделаны, как работают, к форме и материалу.
Работы Джони и его чертежи были великолепны: учителя говорят, что никогда не видели такого у других учеников его возраста. В семнадцать лет он часто создавал проекты, которые можно было запускать в производство. «Его графика была блестящей, — говорит Дэйв Уайтинг, несколько лет преподававший Джони дизайн и технологию. — Чертежи он делал белыми и черными штрихами на коричневой крафт-бумаге — очень эффектный, новый способ. У него были новаторские, свежие, интересные идеи, и представлял он их не так, как остальные.
Примерно в то же время Джони открыл в себе еще одну сильную страсть — Apple. Все школьные годы он совершенно не интересовался компьютерами. Убежденный в своей технической беспомощности, он чувствовал отчаяние, потому что компьютеры неумолимо входили во многие области жизни, и эта тенденция набирала обороты.
Незадолго до окончания колледжа Джони увидел компьютер Macintosh. В первую очередь Джони поразило, насколько проще было им пользоваться по сравнению с теми машинами, что встречались ему ранее. Забота разработчиков этой машины о целостности восприятия пользователем поразила Айва. Он сразу ощутил связь с ней и, что еще важнее, с душой этой компании. Тогда он впервые почувствовал человечность продукта.
«Это был такой волнующий момент, и я до сих пор отчетливо его помню, — говорит он. — Я по-настоящему понимал людей, которые это сделали. Я стал больше узнавать об Apple, о зарождении компании, ценностях, структуре. И чем больше я узнавал об этой дерзкой, даже бунтарской компании, тем больше она меня влекла, потому что они без церемоний показывали альтернативу этой самодовольной творчески пустой индустрии. Apple что-то отстаивала, и смысл ее существования не сводился к зарабатыванию денег»
Когда Джобс наконец посетил дизайн-студию Apple, он был ошарашен креативностью и решимостью. Помещение было заполнено броскими макетами, которые предыдущее робкое руководство даже не рассматривало всерьез. Джобс не мог не заметить станок с числовым программным управлением (ЧПУ), а также молодую команду, работающую на САПР. Он тотчас же проникся общением со спокойным Джони, который позже скажет, что они с Джобсом сразу сошлись во взглядах.
«Мы обсуждали подходы к форме и материалу, — вспоминал он, — были на волне. Внезапно я понял, почему когда-то полюбил эту компанию».
Джобс решил не трогать отдел и оставить Джони руководителем. Сначала он назначил начальником Джона Рубинштейна, отвечавшего за «железо». Впоследствии отдел дизайна станет самостоятельным подразделением. Джони отчитывался перед Рубинштейном, а обедал с Джобсом. Последний в конце дня часто заскакивал в студию на Вэлли-грин.
«Он постоянно к нам заходил, — говорит бывший сотрудник отдела. — В основном, чтобы увидеться с Джони, ну и просто посмотреть, как идут дела».
Занимаясь дизайном iPad, команда Джони одновременно завершала работу над вторым поколением iPhone. Модель 2008 года поступила в продажу под названием iPhone 3G, чтобы подчеркнуть совместимость с новыми мобильными 3G-сетями. Алюминиевую заднюю стенку заменили прочным поликарбонатным пластиком. Неудивительно, что у двух параллельных проектов было много общих элементов и iPad получил поликарбонатную заднюю стенку черного и белого цветов. Рамка из нержавеющей стали соединяла панель с экраном.
Казалось бы, найден дизайн, который устроил всех. Но проблемы на производстве вынудили Джони все изменить. Пластиковая задняя стенка iPhone 3G выглядела просто, но оказалась чрезвычайно сложной в производстве. В iPad дизайнеры хотели использовать ее аналог из прочной смеси поликарбоната и акрилонитрилбутадиенстирола, но столкнулись с еще большими трудностями. iPad был больше, и после выхода из литьевой формы деталь сжималась и деформировалась. Чтобы остановить сжатие по краям, 299 ее отливали с запасом, а затем механически обрабатывали до нужных размеров.
Несколькими месяцами ранее Джони выложил на большой демонстрационный стол студии все детали MacBook Pro. На соседнем столе он разобрал один из новых MacBook, сделанных по технологии Unibody. Аккуратно разложенные части старого компьютера заняли почти весь стол. Тем самым он проигрывал немногочисленным деталям второй машины. Джони позвал дизайнеров, чтобы они оценили разницу.
Джони всегда стремится упрощать и убирать лишнее. Сократив количество деталей, уменьшаешь число соединений между ними. Дизайнеры разобрали первый iPhone и насчитали почти тридцать точек соприкосновения. После внедрения технологии Unibody их число сократилось до пяти.