Питер Герви родился 10 апреля 1959 года в США.
Образование получил в Университете Каролины (University of Carolina). Шоу-бизнес начался для Питера Герви прямо в коридорах University of California в Санта-Кларе, где он обучался журналистике и технологиям коммуникаций. Факультет ежегодно выделял студентам $500 тыс. на организацию праздников, концертов и спортивных мероприятий. А они уже сами выбирали ответственного за расходование этих средств. Когда Питер учился на последнем курсе, бюджет факультета доверили ему.
«Наши развлекательные программы пользовались успехом, - рассказывает он. - Мы даже заработали на них за год $250 тыс.».
Как-то раз в университете Питера разыскал не кто иной, как легендарный Стив Возняк, основатель и совладелец Apple Computer. Возняку был нужен организатор вечеринки, которую он решил устроить по поводу собственной свадьбы. Питер взялся за этот заказ. Возняк был настолько доволен его работой, что предложил Герви деловое партнерство: он вложит деньги в создание продюсерской компании, а Питер займет в ней должность вице-президента и будет руководить бизнесом. От такого предложения Питер, разумеется, отказаться не мог.
Продюсерская Unison Corporation появилась в 1980 году. Ее самыми яркими проектами стали музыкальные US Festivals 1982 - 83 годов, на которые собирались кантри-музыканты и рок-группы со всех Штатов.
В 1984 году Питер Герви принял участие в подготовке проекта спутникового телемоста с Советским Союзом, из которого впоследствии получилось ток-шоу Фила Донахью и Владимира Познера. По ходу дела Питер выяснил, что на растущем интересе Запада к Советскому Союзу можно неплохо заработать. В том же году он принял решение уехать в Москву, чтобы поработать частным бизнес-консультантом.
«Карьера наемного менеджера меня не прельщала - я думал о создании собственной компании», - рассказывает Питер Герви.
Питер нашел заказчиков среди американских компаний, работающих в сфере медиа и шоу-бизнеса. Например, для телекомпании АВС он подготовил серию телепрограмм «Две столицы».
В 1987 году Питер организовал турне Билли Джоэла. Московский концерт Джоэла стал тогда настоящим событием - чуть ли не впервые в столице появилась рок-звезда из Америки.
«Однажды небольшая голливудская фирма предложила мне заняться дистрибуцией видеокассет с записями концертов звезд рок- и поп-музыки, - вспоминает Питер. - Условия оказались выгодными, к тому же владельцы фирмы были готовы вести расчеты в рублях».
Так в 1987 году у Питера Герви появилась собственная компания - StoryFirst Distribution. На вопрос о том, почему Герви решил открыть свое дело именно здесь, а не в благополучной Америке, Питер отвечает почти афоризмом: «Возможности появляются там, где они могут появиться». Для него бизнес в России - challenge. «Чем я горжусь? Например, тем, что сумел создать здесь свою телекомпанию, тогда как никто из российских бизнесменов, которым я предлагал участвовать в проекте, не верил в его успех», - говорит он. Как предприниматель, начинавший с нуля, Питер Герви убежден, что сначала должна появиться цель, а затем уже нужно думать о способах ее достижения.
Помимо продажи видеофильмов у Питера было несколько удачных сделок с Гостелерадио СССР. Центральным телеканалам он продал серию шоу-программ от Columbia Pictures, а на радиостанции «Маяк» пристроил первую программу собственного производства - музыкальную «Лучшую американскую двадцатку».
«В то время я еще не определился с тем, каким именно бизнесом заняться. Меня интересовало любое выгодное дело, - рассказывает Питер Герви. - В Соединенных Штатах, например, совместно с одной японской фирмой я открыл студию по производству мультфильмов. Когда я начал получать хорошие доходы в СССР, то продал свою долю в этом бизнесе».
В Советском Союзе Питер Герви за несколько лет стал рублевым миллионером.
«В 1989 году на моем банковском счете было десять миллионов рублей, - рассказывает он. - Когда я пересчитывал их на доллары по официальному курсу 60 копеек, то представлял себя богачом. Однажды я подумал, что мне стоит попробовать создать собственную радиостанцию. В случае успеха я мог бы стать по-настоящему обеспеченным человеком».
Вдохновил Питера Герви, вероятно, проект французского бизнесмена Жоржа Полински, который в июне 1989 года заключил с Гостелерадио договор о создании первой в СССР коммерческой радиостанции - «Европа Плюс». В эфир она вышла в апреле 1990 года.
Свою компанию Питер Герви переименовал в StoryFirst Communications. Для работы над новым проектом он пригласил из Америки своего старого партнера Берта Клайнмана, консультанта с 40-летним опытом работы в радиобизнесе. Берт, кстати, и придумал для радиостанции название «Максимум».
«Радио Максимум» начала вещание в декабре 1991 года - всего неделю спустя после открытия в Москве еще одной FM-станции, «Радио Рокс». Через несколько лет радиостанции начали плодиться и размножаться. Но Питер Герви успел оказаться в числе первых, что и предопределило успех его проекта.
Открытие радиостанции обошлось ему почти в $1 млн, но проект окупился уже через год, а к середине 1993 года «Радио Максимум» получила свой первый миллион долларов дохода. «В Америке пришлось бы ждать гораздо дольше. И при этом затратить не менее $50 млн», - говорит Герви.
«У Питера Герви вера в потенциал российского медиа-рынка сочеталась с огромной работоспособностью, - вспоминает Александр Каспаров, первый программный директор «Радио Максимум» (ныне вице-президент EMI East Europe). - Когда мы работали над проектом радиостанции, у нас не было выходных и праздников. Питер мог позвонить своим сотрудникам даже ночью. Не могу сказать, что он был идеальным менеджером. Типичный наш спор того времени: «Надо сделать так, потому что так делается в Америке», – говорит Питер. «Но здесь же не Америка», – возражаю я. «А надо постараться сделать так же». Питер бывал противоречивым в работе с людьми. Но при этом он увлекал своей энергией и был прекрасным переговорщиком».
После успеха радиопроекта Питер Герви задумал - ни много ни мало - создать телекомпанию. За модель он взял структуру американских телевизионных сетей: головная компания формирует пакет фильмов и программ и продает его станциям-партнерам, вещающим на определенные города и регионы под единой для сети маркой. В 1994 году ему довелось встретиться с самим Рупертом Мердоком, владельцем сети Fox TV, и рассказать о своем замысле. Магнат, по словам Питера, назвал эти планы нереальными.
На разработку бизнес-плана и поиск инвесторов у Питера Герви ушло более трех лет. По ходу дела он за счет собственных средств и кредитов готовил базу для будущей компании - открывал небольшие телестанции, транслировавшие в основном чужие программы (в Санкт-Петербурге, например, появился «6 канал», в Нижнем Новгороде - «ТВ-Ника», в Самаре - «Волга-ТВ»). Параллельно расширялся радиобизнес StoryFirst - у «Радио Максимум» появилось три региональных филиала, а еще в двух российских городах и в Киеве были открыты станции Music Radio.
Андрей Косогов, первый заместитель председателя правления Альфа-банка, вспоминает о своем знакомстве с Питером Герви: «Меня он впечатлил своим энтузиазмом и настойчивостью. В 1993 году Герви пришел к нам в банк и предложил поучаствовать в создании телекомпании. Мы тогда не увидели в этом выгоды, но общение поддерживали, наблюдая за тем, как у Герви пойдут дела».
А Герви сумел привлечь маститых инвесторов - таких, как Morgan Stanley, Mercury Capital, Universal Studios, продав им большую часть акций StoryFirst (себе он оставил долю в 10%). На открытие телекомпании ему понадобилось почти $10 млн. В декабре 1996 года в российском телеэфире появился канал СТС.
Телесеть Питера Герви начиналась с восьми станций, принадлежащих StoryFirst. За два последующих года партнерами компании стали более 130 региональных станций, а аудитория канала выросла с 3 млн зрителей до 65 млн. СТС, правда, «поглотила» еще несколько миллионов долларов инвестиций, но темпы роста доходов от рекламы позволяли рассчитывать на скорую окупаемость затрат.
В начале 1998 года Питер Герви решил искать покупателей на акции СТС. Он говорит, что для него это решение было закономерным: «Управление компанией было построено слишком по-американски, и для дальнейшего развития нам был необходим российский партнер». Были возобновлены переговоры с Альфа-банком, в котором тогда задумывали создать холдинговую компанию «Альфа-ТВ» (банк к тому времени созрел для медиа-бизнеса и прикупил себе канал «Муз-ТВ»).
Но августовский экономический кризис, как говорится, спутал все карты - пришлось думать не о прибылях, а о выживании компании. Доходы СТС от рекламы упали на 75%. Тем не менее в конце 1998 года Питер Герви получил предложение от «Медиа-Мост» продать часть акций телекомпании. Он не упоминает, какие деньги были ему предложены, но говорит, что от переговоров отказался.
В марте 1999 года 25% акций СТС были проданы Альфа-банку.
Президент банка Петр Авен тогда так комментировал сделку со StoryFirst: «Телеканал по текущей доходности, конечно, не самый лучший объект для вложений, но его коммерческий потенциал не хуже, чем у НТВ, а мы можем позволить себе подождать».
Банкиры не ошиблись в своих расчетах - менеджеры СТС после кризиса не только не допустили падения рейтинга канала, но и добились стабильного роста аудитории, что позволило компании к концу 1999 года в два раза - до 4% - увеличить свою долю на рынке телевизионной рекламы.
«На долю СТС приходится 6% рынка телерекламы, – говорил Питер Герви об итогах 2000 года. – Мы считаем, что в ближайшее время сможем увеличить ее до 10%».
Акционеры тоже были довольны тем, как идут дела - в июне 2000 года совет директоров StoryFirst принял решение выделить СТС несколько миллионов долларов на производство собственных программ.
В конце 1999 года Питер Герви по собственному желанию сложил с себя полномочия президента СТС. Он объяснял свою добровольную отставку так:
«Я решил, что достаточно быть членом совета директоров. «Радио Максимум» и СТС стали взрослыми компаниями, не нуждающимися в постоянном контроле. К тому же мне всегда больше нравился процесс создания компаний, а не руководства повседневными делами».
В 1999 году году 40-летний Питер Герви впервые женился. Он называл это достижением.
«Теперь у меня началась личная жизнь вне работы, - говорит он. - Раньше как-то не удавалось ее устроить».
С 2000 года Герви управляет собственной инвестиционной компанией International Media Ventures и в 2000 году затеял сразу несколько проектов. В частности, купил контрольный пакет акций чешской телевизионной сети ТВ-3: «Мне хочется расширить свой бизнес за пределы России».
В Москве вместе с группой Video International он создал агентство iVI, специализирующееся на рекламных услугах в Интернете:
«Я предполагаю, что через пять лет Интернет по объемам продаж рекламы приблизится к радио».
Герви также начал переговоры с американской компанией National Emusements о создании в Москве сети кинотеатров-мультиплексов: «Они владеют ноу-хау, а я знаю российский рынок». На замечание о высокой конкуренции в этой сфере Питер Герви нарочито удивленно поднимает брови: «Где конкуренция? В Москве пока нет ничего». И намекает, что у него есть намерение вложить деньги в еще один проект. «Но только один, - говорит он. - Одновременно я могу работать только над четырьмя проектами. Не больше».
В 2001 году он был довольно критичен к самому себе: «Я чересчур оптимистичный человек. Мне следует больше думать о том, чтобы у моих компаний хватило средств на выживание в трудные времена».
В некоторых проектах партнером Герви был, в частности, Сергей Васильев, гендиректор и бывший совладелец группы «Видео Интернешнл» (позже Vi).
В 2004 году с бывшими акционерами Vi Герви основал компанию Russian Media Ventures, которой в свое время принадлежал, к примеру, ИД «ОВА-Пресс».
В 2011 году Герви стал совладельцем крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor. Интересы Герви в совете директоров Russ Outdoor тогда стал представлять его старый партнер Сергей Васильев.
В 2014 году стало известно, что Герви считается главным претендентом на покупку ИД Sanoma Independent Media у финской компании Sanoma.