Андрей Колесников работает в сфере телекоммуникаций с 1988 года и принимал участие в делегировании национального домена .RU в 1993 году.
В 1995 году Андрей Колесников руководил запуском первой в России массовой интернет-услуги «Россия-Он-Лайн», а с 2005 по 2009 год был членом совета Координационного центра национального домена сети Интернет. С марта 2009 года Колесников занимал должность директора Координационного центра, и по истечении срока полномочий был назначен на эту должность во второй раз.
5 октября 2015 года стало известно об увольнении Андрея Колесникова с должности главы Координационного центра национального домена сети интернет (КЦ). Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на директора Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ, один из учредителей КЦ) Сергея Гребенникова.
По его словам, отставка Колесникова состоялась «по соглашению сторон» и связана с задачей по обновлению КЦ и усилению его роли среди регистраторов. Колесников подтвердил свое увольнение и сообщил о планах заняться собственными проектами. Новый руководитель КЦ еще не определен, но кандидатура обсуждается, отметил Гребенников.
Он не назвал причину увольнения Андрея Колесникова, однако СМИ известно о ней. Как сообщает издание, в августе 2015 года между учредителями и главой администратора доменов .ru и .рф разгорелся конфликт. Основатели КЦ внесли в устав организации изменения, согласно которым высшим органом Координационного центра стало общее собрание учредителей, а не выборный экспертный совет, куда входит и представитель государства. Колесников говорил, что считает регистрацию нового устава незаконной, так как это произошло без участия совета КЦ и директора.
Сначала планировалось оспорить действия учредителей в суде, однако 5 октября 2015 года Андрей Колесников заявил об отсутствии претензий к ним, поскольку они выполнили все условия, связанные с увольнением главы КЦ. Колесников говорит, что нормальная работа КЦ возможна только при условии, что учредители не будут кардинально менять команду и наделять его несвойственными ему функциями. Учредители выступают за сохранение команды КЦ, отметил Сергей Гребенников.[1]
До 2001 года в России была только одна организация, регистрировавшая домены в Рунете - РосНИИРос. В 2001 году из этого института была выделана компания Ru-Center.
В конце 2003 года RU-CENTER совместно с РосНИИРОС (который оставил часть доменов себе) владел 87,4% рынка доменных имен в домене RU. Увеличение числа регистраторов не слишком влияло на передел рынка – все попытки Координационного центра как-то изменить ситуацию и дать возможность новым регистраторам нормально работать на рынке наталкивались на активное сопротивление членов совета и правления КЦ, которые представляли RU-CENTER.
Ситуация начала меняться только с приходом в 2009 года на пост директора КЦ Андрея Колесникова. Он в свое время стоял у истоков создания системы распределенной регистрации в домене RU и был одним из «отцов-основателей» Координационного центра. И его деятельность была во многом направлена именно на то, чтобы каким-то образом уменьшить монополию RU-CENTER и обеспечить условия для появления новых регистраторов и более интенсивного развития уже существовавших на тот момент. За полтора года его работы появилось 5 новых регистраторов, а доля рынка, которую занимал на тот момент RU-CENTER в домене RU, снизилась до 33%. Понятно, что такая политика сильно обеспокоила руководство RU-CENTER – это же не только удар по имиджу компании, которая фактически до 2009 года в глазах рунетчиков выглядела главным и чуть ли не единственным носителем домена RU, но и весьма ощутимое снижение доходов.
Запуск нового домена России РФ рассматривался руководством этого регистратора как возможность взять реванш и восстановить как свою монополию на национальный домен, так и уровень своих доходов. Ну а для этого, понятное дело, необходимо было всеми правдами и неправдами добиться того, чтобы домен РФ ассоциировался у пользователей Рунета исключительно с RU-CENTER, а не с другими регистраторами и уж тем более не с Координационным центром.
Для этого RU-CENTER начал активнейшее продвижение домена РФ, как вполне легальными и открытыми способами, так и не совсем честными путями, о которых речь пойдет ниже. Собственно, до определенного момента этот регистратор вел себя как любая другая компания, желающая опередить своих конкурентов и занять максимальную долю рынка. Но вот методы, которыми действовал RU-CENTER, далеко не всегда можно назвать честными.
Например, весной 2009 года RU-CENTER отправил несколько тысяч писем различным государственным и муниципальным структурам с предложениями выбрать RU-CENTER в качестве регистратора, где указал, что заявки на домены надо отправлять в Координационный центр, а копии присылать в RU-CENTER. В результате Координационный центр получил 864 заявления с просьбой зарегистрировать 7161 домен, из них 491 для муниципальных органов. При этом тому же Лесникову как члену совета было известно, что положение о резервировании доменов для государственных нужд еще не принято советом КЦ и что список этот будет ограничен лишь федеральными органами власти, а муниципальные образования никаких преимуществ не получат. Координационному центру тогда пришлось выделить значительную часть ресурсов КЦ для обработки этих писем-заявок и для объяснения невозможности удовлетворить большую их часть. RU-CENTER таким образом попытался получить клиентов, наличие которых существенно повысило бы статус этого регистратора как "государственного".
Осенью 2010 года, перед началом открытой регистрации в домене РФ, когда Координационный центр и лично Андрей Колесников просили руководство RU-CENTER предоставить приоритет тем самым муниципальным заявкам, появление которых спровоцировал сам RU-CENTER, Алексей Лесников отказался это сделать, и все эти доменные имена попали на внутренний аукцион RU-CENTER. И муниципальным образованиям эти домены были переданы только после массового появления в СМИ писем от представителей этих органов – то есть никак не по доброй воле, а «под давлением общественности».
Если посмотреть хронологию событий, то ситуация с аукционом в домене .РФ развивалась следующим образом: еще в 2009 году, после принятия в ICANN заявки России на домен РФ, Координационный центр планировал внедрять этот домен в несколько этапов, в том числе до начала открытой регистрации провести период премиальных регистраций(период c поэтапным снижением стоимости услуг по регистрации доменных имен второго уровня в домене .РФ), т.е. тот самый пресловутый «голландский аукцион». И до осени 2010 года речь шла именно о таком способе распределения доменных имен в РФ. Но в конце лета против этого выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), т.е. государство, поэтому в начале сентября 2010 года совет КЦ и принял решение не проводить аукцион – на этом, кстати, настаивал и тогдашний представитель государства в совете Алексей Солдатов. Примечательно, что член совета КЦ и директор RU-CENTER Алексей Лесников также проголосовал в пользу решения об отмене аукциона. Об этом он предпочитает умалчивать, умалчивает он и о том, что, в соответствии с регламентом совета Координационного центра, он, как член совета, имел возможность собрать внеплановое заседание совета и отстаивать свою точку зрения, которую он позже так активно пропагандировал.
После этого события RU-CENTER, официально выступив против «большого» аукциона, начал готовить проведение аукциона «у себя на дому», так сказать, в частном порядке. Это и понятно: общий аукцион для этой компании был попросту невыгоден, а вот после его отмены шансы RU-CENTER на получение большого числа «вкусных» доменов и дальнейшего обогащения за счет их фактической перепродажи у компании значительно увеличились. Координационный центр о готовящихся аукционах знал, поэтому разместил у себя на сайте открытое письмо к пользователям, которое тут же опубликовали многие СМИ. Попытки же руководства RU-CENTER найти оправдание своим действиям в словах директора КЦ Андрея Колесникова не выдерживают никакой критики: единственная новость, в которой говорится о том, что Колесников якобы сам поддерживал проведение регистраторами аукционов, не имеет никакого подтверждения. Ни один журналист, присутствовавший на пресс-конференции, по результатам которой и написана новость, этих слов больше не привел – «отличился» лишь представитель этого уважаемого информационного агентства, который то ли что-то недопонял, то ли недослышал, то ли вообще перепутал автора цитаты. Во всех же своих интервью, которых перед запуском регистрации в доменной зоне РФ опубликовано было немало, Андрей Колесников последовательно высказывался против проведения отдельными регистраторами собственных аукционов и предупреждал о возможных неприятных последствиях и регистраторов, и пользователей.
Подготовка к собственным аукционам велась RU-CENTER и ранее: например, в мае 2010 г., при попытке RU-CENTER устроить закрытые аукционы для владельцев товарных знаков, Координационный центр был вынужден заморозить спорные домены до устранения нарушений. Тогда RU-CENTER объяснил это "техническим сбоем" и прекратил нарушения, отрепетировав запуск своего аукциона и просчитав возможные последствия таких действий.
Недоработанные правила проведения аукциона в домене РФ – вот что чаще всего называется одной из основных причин отказа от проведения аукциона и ставится в упрек директору КЦ. Но есть здесь одна хитрая деталь: директор RU-CENTER Алексей Лесников, который позже ругал эти правила и называл их «кривыми», был одним из членов той самой рабочей группы комитета регистраторов КЦ, которая эти правила и разрабатывала. Что мешало Лесникову сделать правила лучше и «прямее» - непонятно. Разве что личная жадность: по информации от некоторых членов совета и от сотрудников КЦ, Лесников потребовал за участие в разработке этих правил 40000 долларов, на что получил отказ: в бюджете Координационного центра средств на такие цели не предусмотрено.
Утверждая, что компания RU-CENTER при проведении аукционов руководствовалась исключительно интересами своих пользователей, ее представители, мягко говоря, лукавили. К примеру, взять тот же список «аукционных» доменов. Когда у RU-CENTER попросили предоставить список несчастных «владельцев» доменных имен, выигранных на аукционе, чтобы иметь информацию об этих фактических администраторах и в случае чего иметь возможность восстановить их право на доменные имена, RU-CENTER прислал… табличку с названиями шестидесяти с лишним тысяч доменов в формате XN-- - : без деталей, контактов, имен или хоть каких-то признаков, по которым этих «владельцев» можно было бы установить. То есть на сегодняшний день эти «владельцы» записаны только в локальный реестр RU-CENTER, а в главном реестре, где собраны данные обо всех администраторах доменных имен в домене РФ, есть лишь один администратор на 62000 доменов - RU-CENTER. И нет никакой возможности узнать, кто все эти люди, которые победили на аукционах, сколько они заплатили, не было ли обмана со стороны организаторов аукциона. Ну а, кроме того, список доменных имен, который был зарегистрирован RU-CENTER на себя, вряд ли отражал интересы простых пользователей: домены «проститутки.рф» и еще несколько сотен подобных, зарегистрированных RU-CENTER, явно не потребуются обычному рунетчику.
Что касается международного опыта, на который так любит ссылаться RU-CENTER и его представители, то международного опыта по проведению аукционов в новых страновых (ccTLD) доменах практически нет. Причин тут две: во-первых, подавляющее большинство существующих на сегодня национальных доменов «запускалось» задолго до того, как доменное пространство начало интересовать общественность и бизнес этих стран, и поэтому все «самые вкусные» домены вполне в соответствии с правилами и ICANN, и национальных регистратур получили те, кто первым подсуетился и понял, что доменное имя – это не просто запись в реестре, а реальный источник дополнительного дохода, популярности и возможности влияния на окружающих. Во-вторых, в соответствии с рекомендациями ICANN, "заявитель должен продемонстрировать готовность управлять корневым доменом на принципах равноправия и равнодоступности для местной интернет общественности. В правилах регистрации должно быть четко указанно, что все люди должны иметь возможность регистрировать домены с равными условиями, без предоставления каких либо предпочтений определенному сегменту интернет общественности. Это не считается не правильным, если регистрация доменов ограничивается только людьми той страны, которую обслуживает домен". Постоянно приводимый пример с перезапуском колумбийского домена CO и тем, что именно аукцион, проведенный при перезапуске, помог избежать скандалов и разбирательств в этой доменной зоне, совершенно некорректен. За проведение аукциона в этой доменной зоне высказалось в первую очередь государство, которое приняло активное участие в формировании как правил проведения аукциона, так и (что немаловажно) правил распределения полученных от аукциона прибылей. Больше же примеров с проведением аукционов в страновых доменах нет – в домене EU, на который также любят ссылаться в RU-CENTER, аукцион как таковой не проводился, ряд «особо ценных» доменных имен был реализован администратором домена по повышенной цене. Что касается примера с доменом .ASIA, то он вообще является доменом общего пользования (gTLD) и был выделен оператору со стороны ICANN на вполне коммерческих условиях.
Далее осенью 2010 года во время начала процедуры открытой регистрации доменов в зоне .РФ Ru-Center собрал предварительные заявки на 25 тыс. доменов и выставил их на аукционы, выручив таким образом 366 млн руб. Гендиректор КЦ Андрей Колесников посчитал такие действия нарушением правил, поскольку домен должен регистрироваться в интересах лиц, первыми подавших заявку, к тому же регистратор не имеет право регистрировать домены на себя. Но требование Колесникова прекратить аукционы Ru-Center проигнорировал.
Директор Центра стратегических исследований «Другая Европа» Павел Левушкан в июле 2011 г. комментировал «НИ»[2]: «Действия Ru-Center – это классический пример киберсквоттинга. Заплатив за наиболее популярные доменные имена всего по 70 руб. по себестоимости, компания скупила их и продала не менее 25 тыс. доменов на закрытых аукционах по цене в среднем 5–7 тыс. руб. за каждый».