Сергей, расскажите немного о себе? Образование, интересы, жизненное кредо?
Образование у меня высшее. Два высших. Я бы назвал их верхними. Первое образование военное. Я закончил Высшее военно-командное училище связи г. Кемерово в 1985 году. После него больше восьми лет прослужил в вооруженных силах в ракетных войсках стратегического назначения. Дослужился до начальника штаба ракетного дивизиона и добросовестно в 1993 году покинул вооруженные силы. Так получилось, что во времена перестройки в гонке разоружений в угоду американцам сократили много наших хороших боеспособных частей. Мы служили в то время на Украине, и оказались не нужны ни России, ни Украине. Вот после этих событий я принял крепкое решение больше этому государству не служить. Выехал с Украины, оказавшись в Йошкар-Оле, быстренько написал рапорт и начал жизнь с начала. Но не жалею ни об одном дне в армии, ни об одном дне после.
Второе высшее получил уже в Москве. Я отучился три года в Московском международном университете, закончил юридический факультет.
Увлечения:охота, рыбалка, горные лыжи, парашют, хочу освоить сноуборд.
Я человек увлекающийся моментально (Смеется). Но мое главное увлечение — это жить. Живу в гармонии с самим собой и окружающей средой.
Мечта — собственный вертолет. Дело в том, что Кемеровское высшее военно-командное училище связи не было моим призванием. Я хотел поступать в Сызранское вертолетное училище. Но тогда разнарядка была такая: либо танкистом, либо связистом. А полеты я люблю, просто обожаю!
А как начиналась Ваша карьера в «1С» и почему именно «1С»?
Вообще я ни к одному из «С» не имел никакого отношения до определенного момента. В промежутке между армией и «1С», я работал в Йошкар-Оле коммерческим директором одной из компаний. У меня был товарищ Сергей Клепцов, который теперь является моим партнером, но на то время он работал главным бухгалтером в другой компании Йошкар-Олы. Мы дружили. И когда, волею судьбы, я оказался в Москве, туда занесло и Сергея. Он приезжал на занятия по управлению бизнесом к Диме Казачкову, где обучался владению одной из первых версий «1С:Бухгалтерии» и останавливался у меня. Желтенькие коробочки Сергея заинтересовали и меня, и после переговоров мы решили объединить усилия. Получается, что до близкого знакомства с «1С», у меня было близкое знакомство с бухгалтером, который был близко знаком с Димой Казачковым и компанией «1С-Рарус», которые познакомили Сергея с «1С».
Название вашей компании «ВДГБ» — почему?
ВДГБ — это Всё Для ГлавБуха. Вот это ВСЁ мы и запрятали в наше название. Забавная аббревиатура, мы знаем. На момент создания компании мы с Сергеем долго думали над названием. Рарус уже был, Парус уже был, что-то благозвучней мы не придумали и решили назвать так, чтобы уж если выговорят, то точно запомнят. Примером послужило переименование ГАИ в ГИБДД, как раз выпавшее на то время. Получилось яркое, запоминаемое, с первого раза не выговариваемое название.
В работе любой крупной динамично развивающейся компании возникают такие ситуации, когда приходится принимать рискованные и ответственные шаги. Можете рассказать о своих «тяжелых временах» и как вы их пережили?
Вся история компании «ВДГБ» — это сплошной кризис. Всю историю рассказывать нам времени не хватит. Мы начинали работу в нестабильной экономической ситуации 1998 года, выходили из одного стресса, попадали в другой, все это накладывалось на кризис среднего возраста. Наш путь похож на американские горки, а «Нестабильность» — это наше кредо (Смеется).
Серьезные проблемы у нас были накануне всемирного экономического упадка в 2007 году. Мы переживаем последствия до сих пор. Проблемы в компании произошли оттого, что мы какое-то время продавали больше всех УПП, но при этом не сбалансировали клиентский портфель. Проектов было очень много, в итоге это нас чуть не разбомбило. Но мы с честью вышли из сложившейся ситуации.
Каковы люди, которые работают в вашей компании?
Люди — хорошие! Персонал я подбираю сам. Попытки переложить на кого-то ответственность по подбору персонала ничем хорошим не заканчивались. Я считаю, что прием на работу руководитель не должен перепоручать и делегировать никому. У нас собеседования происходят в три этапа. Сначала претендентов выбирает непосредственный руководитель, потом он ведет кандидата к моему заместителю. Собеседования у нас долгие, жесткие, стрессовые, Но ведь у нас же бизнес такой, что без стрессоустойчивости даже в офисе нельзя сидеть! После этих двух «чистилищ» кандидат проходит заключительное собеседование со мной, которое обычно длится не больше 10 минут. Мне достаточно взгляда и интуиции, чтобы понять человека. Не могу сказать, что я не ошибаюсь, но ошибок было бы намного больше, если бы мы беседовали с кандидатом по часу.
Вообще, у нас в компании требование к руководителям всех уровней проводить собеседование хотя бы раз в неделю. Не важно, нужен тебе человек или нет. Это постоянная работа менеджера даже сейчас, хотя мы сделали себе в компании искусственное ограничение: не больше 100 человек в штате. И пока мы не добьемся определенных показателей по эффективности и производительности, новых вакансий открыто не будет.
В нашей компании никогда не было штрафов за всю ее историю. Наверное, хорошо иметь штрафы — это эффективный и быстрый способ достичь результата. Но с другой стороны получается, что решение глубинных проблем отдается на откуп штрафам. А это уже нежелание вникать и решать системную проблему!
Ну а в целом я считаю, что сегодняшняя ситуация на рынке труда, а не штрафы, поможет несколько воспитать людей, научит более ответственно относиться к рабочему месту и к компании, которая обеспечивает тебя работой.
Сергей, как удержать клиентов?
Как удержать клиентов? Вот ключевое слово в вопросе «удержать» мне кажется не совсем правильным. Как удержать мужа? Как удержать друга? Чувствуете разницу? В одном журнале прочитал недавно историю: Жонглер-мастер жонглирует шарами, десять-двадцать шаров в руках. К нему подходит молодой жонглер и просит научить. Мастер-жонглер ему все показал, отправил тренироваться. Проходит время, молодой возвращается и говорит мастеру, что не получается. «Знаешь, почему не получается? Потому что ты думаешь, как их поймать, а я думаю, как их подбросить», — ответил мастер. Поэтому я бы поставил вопрос так: чего не нужно делать, чтобы не потерять клиента? Чего не нужно делать, чтобы не потерять друга? жену? близкого человека? Кто знает ответ на этот вопрос в личной жизни, тот сам прекрасно знает, как работать с клиентами. Я думаю, что это жизненная позиция такая, этому нельзя научить, давая советы.
Какие направления деятельности Вашей компании приоритетны сейчас, в текущих экономических условиях? Ситуация, которая сложилась во внешней среде, ускорила реализацию тех планов, которые давно вынашивались как стратегические и важные. Происходящее за окном подстегивает принимать быстрее решения и не прощать себе и другим промедления. Один из моих ориентиров в бизнесе Джек Уэлш, бывший руководитель «Дженерал электрик», говорил: «Я никогда не жалел о том, что сделал и жалел о том, чего не сделал». Поэтому я считаю, что сейчас не нужно искать правильного решения, это неуместно. Правильных решений пока нет. Вот когда после всех этих экономических событий мы соберемся за столом: кто останется — тот принимал правильные решения.
А в целом происходящее сейчас вселяет в меня уверенность. Чем больше сжимается рынок, тем круче ажиотаж мы испытаем, когда он разожмется. Это ж такой отложенный спрос! Это тот момент, друзья, до которого обязательно нужно дожить и сохранить свои коллективы.