По оценке Андрея Пачикина, в настоящее время ритейл в мире и в России претерпевает кардинальные изменения исходя из социальных и технологических предпосылок, связанных с появлением крупных гипермаркетов. Сегодня ритейлеры акцентируют внимание не столько на продаже товаров, сколько на активной работе с покупателем через различные каналы. Распознавание лиц покупателей, интерактивные поверхности, мониторы для распространения рекламы и другие подобные технологии, ставшие доступными для использования на практике, могут принести большую ценность для всех участников рынка — потребителя, ритейлера и производителя. Наиболее интересны, на взгляд Андрея Пачикина, решения на основе технологии “дополненной реальности”. Например, компания LEGO во всех магазинах розничной сети по всему миру в настоящее время активно использует LEGO Digital Box. Данная разработка представляет собой специализированные интерактивные терминалы, которые помогают покупателю увидеть содержимое конструктора в уже собранном виде. Покупатель прикладывает коробку с конструктором к специальному окошку терминала, который показывает результат сборки с разных сторон. Предоставляя покупателям возможность рассматривать трехмерные модели предлагаемых продуктов в виде фотографий, данная технология, разработанная компанией metaio GmbH на платформе Microsoft, делает процесс покупки реалистичным и персонализированным. Самым же любопытным гаджетом, построенным на технологии дополненной реальности, эксперт называет FieldAnalyst компании NEC: при входе посетителей в магазин, прибор фиксирует лицо покупателей и с уникальной точностью в режиме реального времени распознает их возраст и пол. Собранная таким образом информация обрабатывается с целью последующего маркетингового анализа или проведения эффективной рекламы с использованием цифровых вывесок. Например, покупательнице среднего возраста в парфюмерном магазине могут порекомендовать сдержанные классические ароматы, а молодым людям система предложит ультрамодные новинки. Также на Западе пользуется популярностью идея повсеместного применения интерактивных поверхностей. По оценке эксперта, они получат широкое распространение в ближайшие 10—12 лет. Данная технология, как считает Андрей Пачикин, открывает небывалые возможности для продаж — например, в ресторане на интерактивном столе посетитель сможет увидеть меню и сразу сделать заказ.